5. Основные положения о проектировании средств контроля и порядке производства строительных и монтажных работ

5.1. В соответствии с утвержденной начальником железной дороги схемой и очередностью внедрения средств контроля служба вагонного хозяйства выдает Дорпроекту или другой проектной организации техническое задание на разработку проекта установки определенного типа систем контроля или вспомогательных систем централизации информации с учетом конкретных условий движения поездов на участке и особенностей станций, на которых намечается размещение этих средств, что согласовывается с причастными службами (сигнализации, связи и вычислительной техники, локомотивной, пассажирской, движения, электрификации).

5.2. На основании технического задания и в соответствии с требованиями техно-рабочего проекта "Размещение аппаратуры ПОНАБ-З" № 417719, рабочего проекта "Увязка сигнального знака Указатель перегрева букс с аппаратурой ПОНАБ-З" № 418111-А-00, настоящей Инструкции и технической документации на конкретный тип систем контроля или централизации информации проектной организацией разрабатывается проектно-сметная документация на выполнение строительных и монтажных работ. Проектом предусматривается схема оповестительной сигнализации о приближении поезда к постовому оборудованию средств контроля и охранная сигнализация.

5.3. При разработке проектно-сметной документации взамен сигнального светового указателя наличия неисправных вагонов в поезде средства контроля могут оснащаться речевым информатором машиниста локомотива о наличии в поезде неисправных подвижных единиц.

5.4. Титулодержателем проекта установки средств контроля является служба вагонного хозяйства дороги.

5.5. Все обустройства и помещения для постового оборудования средств контроля строятся по документации, разработанной проектной организацией с учетом габарита приближения строений "С" (ГОСТ 9238-83 "Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524 мм)", длины кабелей от напольного оборудования, поставляемых заводом, и утвержденных МГТС установочных чертежей конкретного типа систем. Помещение для постового оборудования должны строить с учетом сохранности аппаратуры (несгораемые, оборудованные металлической дверью), а для северных районов с тамбуром у входной двери (для вновь устанавливаемых средств контроля).

5.6. Проектирование и строительство линий связи и устройств электроснабжения для средств контроля выполняется в соответствии с требованиями техно-рабочего проекта "Размещение аппаратуры ПОНАБ" № 417719 и рабочего проекта "Увязка сигнального знака Указатель перегрева букс с аппаратурой ПОНАБ-З" № 418111-А-00, технической документации на конкретный тип систем контроля. Нормы напряжения источников электроснабжения средств контроля должны удовлетворять требованиям пп.7.1 и 7.2 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Электроснабжение устройств средств контроля и вспомогательных систем централизации информации должно осуществляться как электроприемника 1 категории.

5.7. Выделяемые для вспомогательных систем централизации каналы телефонной связи между линейными пунктами контроля и центральным постом должны удовлетворять требованиям МКТТ. При выделении для этих целей вместо каналов телефонной связи двухпроводных физических кабельных линий связи последние должны иметь затухание на частоте 1000 Гц не более 30 дБ при относительном уровне шумов по приему из линии связи не более минус 10 дБ и неравномерности частотной характеристики в полосе частот от 800 до 2500 Гц не более плюс-минус 4 дБ. Подключение систем контроля и централизации информации к кабельным линиям связи должно производиться через вводно-изолирующие щитки.

5.8. Станции, где в соответствии с проектом установки средств контроля предусматривается остановка поезда для ремонта вагонов, рекомендуется оснащать самоходными ремонтными установками, движущимися по узкоколейным путям, или другими транспортными средствами, носимыми радиостанциями или средствами парковой связи.

5.9. Монтажные и пуско-наладочные работы должны выполняться в строгом соответствии с требованиями техно-рабочего проекта "Размещение аппаратуры ПОНАБ" № 417719, рабочего проекта "Увязка сигнального знака Указатель перегрева букс с аппаратурой ПОНАБ-3" № 418111-А-00, технической документацией на средства контроля, системы централизации и речевой информатор, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии, настоящей инструкции. Монтаж напольного оборудования средств контроля и сигнального светового указателя наличия неисправных вагонов в поездах производится под наблюдением ответственного представителя дистанции пути, указания которого обязательны для руководителя работ. Строительство ферм и монтаж отражателей системы обнаружения отклонений верхнего габарита подвижного состава на электрифицированных участках производится только с участием работников дистанции электроснабжения.

5.10. При выполнении монтажных работ по установке напольного оборудования средств контроля и в процессе их эксплуатации ширина железнодорожной колеи на участке протяженностью 100 м в одну и другую стороны от места размещения напольного оборудования должна содержаться с допусками по уши рению плюс 3 мм и по сужению минус 2 мм. Отступления от этих допусков по направлению пути в плане участка размещения напольного оборудования средств контроля не должны превышать второй степени.

5.11. После монтажа напольного оборудования и в процессе эксплуатации средств контроля работниками дистанции пути должна производиться подбивка пути в месте установки напольных устройств с тем, чтобы отклонение от установленных размеров расстояний между верхом напольных камер и поверхностью катания рельса при движении поезда не превышало10 мм.

5.12. При монтаже средств контроля, систем централизации информации и речевого информатора должно быть выполнено надежное заземление корпусов стоек и блоков постового станционного оборудования и оборудования центрального поста на самостоятельный заземляющий контур. Сопротивление контура заземления должно быть не более 10 Ом. Линии связи, электропитания и напольные устройства средств контроля оборудуются устройствами грозозащиты в соответствии с ГОСТ 5238-81 "Устройства проводной связи. Схемы защиты от опасных напряжений и токов, возникающих на линиях" и "Руководящими указаниями по защите от перенапряжений устройств СЦБ".

5.13. Место установки напольного оборудования средств контроля ограждается сигнальным знаком "С" о подаче свистка в соответствии с п.5.17 и рис.5.20 Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, а в зимнее время на участках, где работают снегоочистители, временными сигнальными знаками "Поднять нож, закрыть крылья", "Опустить нож, открыть крылья" и "Подготовиться к поднятию ножа и закрытию крыльев" в соответствии с п.5.21 этой же инструкции. Указанные сигнальные знаки устанавливают работники дистанции пути.

5.14. Пуско-наладочные работы при вводе средств контроля в эксплуатацию выполняются на основе хоздоговоров штатом электромехаников, выделяемых для технического обслуживания средств контроля, и инженером дорожной лаборатории сигнализации и связи. На основе договоров к пуско-наладочным работам могут привлекаться специалисты других специализированных организаций железнодорожного транспорта или другие подразделения дистанции сигнализации и связи. К моменту ввода средств контроля в эксплуатацию электромеханики, выполняющие техническое обслуживание, должны изучить аппаратуру и быть испытаны в знании настоящей Инструкции, устройств аппаратуры и порядке их технического обслуживания.

5.15. Перед включением средств контроля должно быть тщательно проверено качество произведенных строительно-монтажных работ и соответствие технической документации на средства контроля. Все отклонения должны быть записаны в раздел "Особые отметки" формуляра на средства контроля, поставляемого с технической документацией. При обнаружении заводских дефектов оборудования средств контроля составляется акт-рекламация и направляется на завод-изготовитель с целью принятия последним оперативных мер по устранению дефектов.

5.16. Ввод средств контроля в эксплуатацию и их настройка производится в соответствии с техническими требованиями и методикой, изложенными в технической документации на эти средства и нормативных документах по их обслуживанию и эксплуатации. Значение основных параметров аппаратуры после ее настройки также заносится в формуляр.

5.17.После завершения монтажных работ в период выполнения пуско-наладочных работ и настройки средств контроля (не более 3 мес.) по согласованию с начальником отделения дороги производятся контрольные остановки поездов по показаниям средств контроля с последующей проверкой технического состояния вагонов и оценкой наличия обнаруженного дефекта. По результатам проверок принимается решение о возможности принятия средств контроля в постоянную эксплуатацию.

5.18. Сдача средств контроля в эксплуатацию производится в соответствии с требованиями п.2.3 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и оформляется телеграммой (адрес 14). В акте сдачи отражаются: качество монтажных работ, отклонения от типового проекта, наличие подготовленного обслуживающего персонала, выбранные уровни настройки и другие необходимые данные, связанные с обеспечением нормальной работы средств контроля.

5.19. Введенные в эксплуатацию средства контроля в полном комплекте с наличием измерительных приборов, ЗИПов, мебели, транспорта, техдокументации передаются на баланс дистанции сигнализации и связи. Помещения для постового перегонного и станционного оборудования и оборудования центрального поста передаются на баланс дистанции гражданских сооружений.

5.20. При замене находящихся в эксплуатации средств контроля на другой тип или дополнении их другими подсистемами обнаружения неисправностей подвижного состава или системами централизации информации порядок проектирования, строительства, монтажа, наладки и ввода их в эксплуатацию сохраняется таким же, как и для вновь устанавливаемых средств контроля.

5.21. По истечении установленного срока службы находящихся в эксплуатации средств контроля в течении 6 месяцев начальником службы сигнализации, связи и вычислительной техники железной дороги организуется комиссия с участием представителей вагонной службы для решения вопроса о дальнейшей эксплуатации этих средств. Комиссия оценивает техническое состояние средства контроля, возможность восстановления и необходимый объем ремонтно-восстановительных работ, стоимость ремонтно-восстановительных работ и принимает решение о продлении срока службы средства контроля или замене его новым. Результаты работы комиссии оформляются актом, утверждаемым начальником отделения железной дорого (руководством железной дороги). При решении о продлении срока службы намечаются конкретные меры и сроки проведения ремонтно-восстановительных работ и последующая дата освидетельствования конкретного средства контроля.

5.22. В случае возникновения по условиям эксплуатации необходимости ликвидации средств контроля на конкретной станции и переноса их на другую станцию решение об этом принимается начальником железной дороги на основании обоснований комиссии из представителей служб вагонного хозяйства, сигнализации, связи и вычислительной техники, локомотивной, пассажирской и ревизорского аппарата железной дороги. Решение оформляется указанием по железной дороге.


Статьи по теме: