4. Требования по размещению оборудования средств контроля

4.1. Перегонное оборудование средств контроля устанавливается на подходе к станции, где предстоит остановка поездов в случае обнаружения в них неисправных подвижных единиц. При этом могут быть два варианта размещения таких устройств:

а) с учетом остановки поезда с неисправными подвижными единицами на том же пути, на который ему был приготовлен маршрут приема;

б) с учетом остановки поезда с неисправными подвижными единицами на другом пути с отменой ранее приготовленного маршрута и задания нового.

Выбор одного из двух вариантов определяется начальником отделения железной дороги (руководством железной дороги) в зависимости от путевого развития станции, размеров движения поездов на участке, вида устройств СЦБ на станции и других условий с учетом преимущественного использования варианта приема поездов на боковой путь. В том и другом варианте размещения перегонного оборудования должна быть обеспечена возможность остановки поезда до входного сигнала станции (для вновь устанавливаемых средств контроля).

4.2. Перегонное оборудование должно располагаться: на той части перегона, где по тяговым расчетам не применяется (систематически) служебное торможение, не производится проверка действия тормозов и частые остановки поездов, реализуются наибольшие из допустимых скорости движения поездов (последнее за исключением случаев наличия в составе средств контроля систем обнаружения перегруза вагонов, для которых предпочтительны низкие скорости движения поездов); на прямых участках пути и не менее чем на 500 м по ходу движения поездов от кривых радиусом менее 1000 м. Размещение перегонного оборудования ближе от кривой или на кривой (с радиусом более 1000 м) допускается при обосновании невозможности принятия другого решения.

4.3. Напольное оборудование должно размещаться в местах, не подверженных снежным заносам, скоплению талых и ливневых вод на устойчивом полотне, балластный слой которого не подвержен пучению и разжижению. Напольные устройства должны устанавливаться посередине рельсового звена (на участках бес стыкового пути - на расстоянии не менее 10м от стыка). При размещении напольных датчиков систем обнаружения дефектов колес и перегруза вагонов на поверхности катания рельсов в зоне установки этих датчиков не должно быть неровностей (отслоении, выбоин, пробоксовок, седловин, волнообразных деформаций и бугров в месте сварки стыков) размером более 1,5 мм, а на участках скоростного движения поездов размером более 1,0 мм. Конкретное место установки напольного оборудования согласовывается с начальником дистанции пути.

4.4. При выборе мест размещения перегонного оборудования средств контроля необходимо учитывать возможность доставки к этим местам обслуживающего персонала (наличие вблизи автомобильных дорог, остановочных пунктов электропоездов). Предпочтительно размещение этого оборудования осуществлять вблизи охраняемых переездов и других обслуживаемых сооружений.

4.5. На электрифицированных участках железных дорог не разрешается устанавливать перегонное оборудование вблизи нейтральных вставок и воздушных промежутков контактной сети, постов секционирования, пунктов параллельного соединения и отсасывающих трансформаторов. Расстояние от перегонного оборудования до указанных устройств электроснабжения должно быть не менее максимально возможной длины состава поездов, следующих по участку их движения.

4.6. Между перегонным оборудованием средств контроля и входным сигналом станции в соответствии с пунктом 5.7. Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации устанавливается сигнальный световой указатель наличия неисправных вагонов в поездах.

На пунктах контроля, не оборудованных сигнальными световыми указателями наличия неисправных вагонов в поездах, устанавливается речевой информатор, предназначенный для автоматического оповещения по радиоканалу машиниста локомотива и отдельному громкоговорителю дежурного по станции о наличии выявленных неисправностей в поезде, проследовавшему по участку размещения перегонного оборудования средств контроля. Речевой информатор размещается в служебном помещении, где расположена стационарная радиостанция поездной радиосвязи, на расстоянии не более 0,5м от нее. В передаваемом речевым информатором сообщении машинисту локомотива содержатся сведения о направлении движения пребывающего поезда (четный, нечетный), станции прибытия поезда и виде тревоги, требующей остановки поезда на перегоне или станции.

4.7. Расстояние от перегонного оборудования средств контроля до входного сигнала станции определяется согласно технорабочему проекту "Размещение аппаратуры ПОНАБ" Н417719и должно соответствовать:

4.7.1. для станций, где остановка поезда с неисправными подвижными единицами предусматривается на том же пути, на котором был заготовлен маршрут приема, в зависимости от максимальной длины состава поезда и максимальной скорости движения с учетом того, чтобы машинист локомотива, восприняв сигнал светового указателя или речевого информатора о наличии неисправных подвижных единиц, имел возможность заблаговременно снизить скорость и остановиться, не проезжая выходного сигнала или предельного столбика пути приема.

В тех случаях, когда средства контроля не оборудованы световыми сигнальными указателями или речевыми информаторами о наличии в составе поезда неисправных подвижных единиц, при определении расстояния от перегонного оборудования до входного сигнала станции, кроме длины состава и скорости движения, должно учитываться расстояние, проходимое поездом за время, необходимое дежурному по станции на восприятие сигнализирующих устройств о наличии неисправных подвижных единиц и передачу соответствующего извещения машинисту поездного локомотива;

4.7.2. для станций, где остановка поезда с неисправными подвижными единицами предусматривается не на том пути, на котором был заготовлен маршрут приема, при определении максимального расстояния от перегонного оборудования до входного сигнала станции должны обязательно учитываться длина блок - участков между входным и предупредительным сигналами станции, а также расстояние, проходимое поездом за время, необходимое дежурному по станции на восприятие показаний сигнализирующих устройств средств контроля и переделку маршрута приема на другой путь.

4.8. При выборе места для размещения перегонного оборудования минимальное значение расстояния от входного сигнала станций до перегонного оборудования должно обеспечивать возможность остановки поезда служебным торможением до входного сигнала станции после прохода поездом участка размещения перегонного оборудования средств контроля и получения машинистом извещения о выработке станционным оборудованием средств контроля сигнала "Тревога 2" (для систем ДИСК) или сигнала "Тревога 1" (для систем ПОНАБ-З).

4.9. На участках с автоблокировкой место размещения напольного оборудования средств контроля по отношению к изолированным стыкам должно быть удалено на расстояние более 300 м и выбирается в соответствии с требованиями технорабочего проекта "Размещение аппаратуры ПОНАБ" № 417719.

4.10. Регистрирующее оборудование средств контроля в зависимости от условий эксплуатации устанавливается на станции линейного пункта в помещении ПТО, ПКТО, КП или ДСП у лиц, ответственных за снятие показаний с этого оборудования.

4.11. При оснащении средствами контроля нескольких подходов к станции регистрирующее оборудование средств контроля всех подходов должны устанавливаться, как правило, в одном помещении.

4.12. Централизация информации с линейных пунктов контроля, расположенных на участке безостановочного следования поездов, должна осуществляться, как правило, на станцию с ПТО, в зону обслуживания вагонов которого входят эти линейные пункты. Исходя из технологических задач по обслуживанию вагонов допускается централизация информации на станции с ПКТО, в отделение дороги или управление дороги. В каждом случае необходимо стремиться к тому, чтобы линейные пункты контроля одного централизованного участка входили в сферу технического обслуживания средств контроля одной дистанции сигнализации и связи.

4.13. При централизации информации на участке устройства обработки и регистрации информации вспомогательных, систем централизации должны устанавливаться на центральном посту, который, как правило, организуется в помещении ПТО, ПКТО или отделения дороги (управления дороги).

При централизации нескольких участков движения поездов одного ПТО оборудование для обработки и регистрации информации систем централизации, как правило, располагается в одном помещении центрального поста.

4.14. Оборудование линейных пунктов контроля вспомогательных систем централизации информации размещается в непосредственной близости от станционного оборудования систем контроля на этих пунктах.

4.15. Размещение сигнального светового указателя наличия неисправных вагонов в поезде должно производиться в соответствии с рабочим проектом "Увязка сигнального знака Указатель перегрева букс с аппаратурой "ПОНАБ-З" № 418111-А-00. При этом указатель должен размещаться относительно напольного оборудования средств контроля по ходу движения поездов на расстоянии не менее максимальной длины поезда и расстояния, необходимого для восприятия машинистом показания сигнального светового указателя при движении поезда с максимальной скоростью, при наихудших условиях видимости. Оборудование речевого информатора размещается в помещении, где расположена радиостанция поездной радиосвязи и подключается к станционному оборудованию систем контроля в с технической документацией на это устройство.

4. Сигнализирующие устройства для извещения дежурного по станции о наличии в прибывающем поезде неисправных подвижных единиц и устройство контроля работы сигнального светового указателя должны выполняться в соответствии с рабочим проектом "Увязка сигнального знака Указатель перегрева букс с аппаратурой ПОНАБ-З" № 418111-А-00 и размещаться на пульте ДСП линейных пунктов контроля (кроме участков с диспетчерской централизацией). При оснащении средств контроля речевым информатором в качестве сигнализирующего устройства используется дополнительный пульт дежурного по станции, входящий в состав речевого информатора и размещаемый в помещении ДСП.

Для систем контроля типа ПОНАБ-З, не оборудованных сигнальным световым указателем или речевым информатором, допускается использование в качестве сигнализирующего устройства для извещения дежурного по станции о наличии в прибывающем поезде перегретых букс пульта оператора ПОНАБ-З. В этом случае расстояние от регистрирующих до сигнализирующих устройств не должно превышать 2 км.

На станциях, где дежурный по станции обязан встречать прибывающие поезда, вне помещения ДСП должно устанавливаться дополнительно звуковое сигнализирующее устройство, управляемое сигналами "Тревога 1 " и "Тревога 2" средств контроля.

4.17. На участках с диспетчерской централизацией сигнализирующие устройства на линейном пункте контроля при автономном или централизованном режиме работы средств контроля устанавливаются на рабочем месте работников, снимающих показания регистрирующих устройств. При отсутствии какого-либо персонала станции на линейном пункте контроля участка с диспетчерской централизацией сигнализирующие устройства для извещения дежурного по станции могут не устанавливаться. Средства контроля в этом случае должны оснащаться вспомогательными системами централизации информации, и данные о наличии и расположении в поезде неисправных подвижных единиц должны передаваться оператором центрального поста поездному диспетчеру, который принимает меры по остановке поезда и сообщает машинисту локомотива по поездной радиосвязи данные о наличии и расположении в поезде неисправных подвижных единиц.

4.18. Помещение для постового оборудования средств контроля оснащается схемой оповестительной сигнализации о приближении поезда к месту размещения перегонного оборудования и охранной сигнализацией. На участках с автоблокировкой управление схемой оповестительной сигнализации производится от путевого реле рельсовой цепи.


Статьи по теме: