2. Состав, назначение и принцип действия средств контроля

2.1. В состав средств контроля входят:

- системы обнаружения перегретых букс (ПОНАБ-З, ДИСК-Б, ДИСК2-Б);

- системы обнаружения заторможенных колесных пар (ДИСК-Т, ДИСК2-Т);

- системы обнаружения волочащихся деталей (ДИСК-В, ДИСК2-В);

- системы обнаружения дефектов колес по кругу катания (ДИСК-К, ДИСК2-К);

- системы обнаружения отклонений верхнего габарита подвижного состава (ДИСК2-Г);

- системы обнаружения перегруза вагонов (ДИСК2-3).

Средства контроля могут дополняться вспомогательными системами централизации информации с пунктов их размещения на диспетчерский пост (системы ДИСК-Ц, ДИСК2-ЦО, АСК-ПС).

Помимо перечисленных могут использоваться и другие типы средств контроля и систем централизации информации, принятых МПС России для промышленного изготовления и внедрения на железных дорогах. Основные технические характеристики таких систем контроля, порядок их установки, монтажа, технического обслуживания и эксплуатации не должны противоречить требованиям настоящей инструкции.

2.2. Средства контроля на каждом пункте их установки включают в себя перегонное и станционное оборудование, связанное между собой кабельной линией связи. Перегонное оборудование в свою очередь подразделяется на напольное и постовое, а станционное на регистрирующее и сигнализирующее. Технические характеристики и типовая схема размещения оборудования на станции приведены в приложениях 1 и 2 к настоящей Инструкции.

2.3. Напольное оборудование средств контроля устанавливается непосредственно на пути и предназначено для считывания информации с подвижного состава. Сигналы от напольного оборудования поступают по кабелю к постовому оборудованию, размещенному в специальном помещении в непосредственной близости от напольного.

2.4. После обработки сигналов устройствами постового оборудования информация о состоянии проконтролированного подвижного состава передается к станционному оборудованию и регистрируется устройствами этого оборудования. При этом регистрируются данные о наличии, месте расположения в поезде неисправных подвижных единиц (локомотив, вагон), виде их неисправности, месте расположения неисправных узлов в подвижной единице и ряд вспомогательных данных (общее количество подвижных единиц в поезде, количество неисправных подвижных единиц, время контроля поезда, степень аварийности выявленной неисправности, результаты автоматического контроля исправности оборудования средств контроля).

2.5. В момент обнаружения средствами контроля неисправных подвижных единиц соответствующие сигналы об этом со станционного оборудования передаются на сигнальный световой указатель, установленный между перегонным оборудованием и входным сигналом станции, или на речевой информатор для извещения машиниста поезда, и на сигнализирующее оборудование для извещения дежурного персонала станции. Сигнализирующее оборудование средств контроля выдает звуковые и световые сигналы тревоги. При этом, в зависимости от степени аварийности, вида неисправности подвижного состава и типа средства контроля выдаются сигналы тревоги предаварийного уровня "Тревога 0" (не требующие остановки поезда), аварийного уровня "Тревога 1" (требующие остановки поезда на станции или перегоне в зависимости от типа средств контроля) и критического уровня "Тревога 2" (требующие остановки поезда на перегоне).

2.6. Средства контроля на каждом пункте их установки применяются комплексно. При этом базовым средством, обладающим конструктивной и функциональной завершенностью и позволяющим самостоятельно работать в условиях эксплуатации, как правило, является система обнаружения перегретых букс, а все остальные средства контроля в качестве подсистем могут только дополнять ее на тех или иных пунктах контроля. Допускается обособленное применение в условиях эксплуатации систем обнаружения перегруза вагонов или отклонений верхнего габарита подвижного состава с использованием части перегонного и станционного оборудования базового средства.

2.7. Системы обнаружения перегретых букс обеспечивают контроль бесконтактным методом температуры корпусов букс (для систем ДИСК также и ступицы колеса), характеризующей техническое состояние буксовых узлов, распознавание по определенным критериям неисправных букс, передачу и регистрацию информации о наличии и расположении таких букс в поезде. При этом все типы систем выдают сигнал "Тревога 1". Сигнал Тревога 2" выдается системами ДИСК-Б, ДИСК2-Б, а сигнал "Тревога 0" - только, системой ДИСК2-Б.

2.8. Системы обнаружения заторможенных колес обеспечивают контроль бесконтактным методом температуры ступиц колес каждой подвижной единицы, характеризующей передачу тепла в эти элементы колесной пары при трении тормозных колодок об обод колеса, распознаванием по определенным критериям подвижной единицы с неисправным тормозным оборудованием, передачу и регистрацию полученной информации. При этом системы выдают сигналы "Тревога 1".

2.9. Системы обнаружения волочащихся деталей вырабатывают сигнал наличия волочащейся детали при механическом соударении узлов и деталей подвижной единицы, выходящих за пределы нижнего габарита подвижного состава, с элементами напольного электромеханического датчика и обеспечивают передачу и регистрацию информации о наличии и месте расположения волочащейся детали. При этом системы вырабатывают сигнал "Тревога 2" (для систем ДИСК-В, ДИСК2-В) или регистрируют специальный знак (при сопряжении с ПОНАБ-З) на бланке регистрирующего устройства.

2.10. Системы обнаружения дефектов колес по кругу катания обеспечивают контроль динамического воздействия колеса на рельс, характеризующего величину и вид дефекта на поверхности катания колеса, выделение по определенным критериям сигнала информации в случаях, когда динамическое воздействие колеса на рельс превышает заданное пороговое значение, передачу и регистрацию сигналов информации о расположении неисправных подвижных единиц в поезде и колес в подвижной единице. Системы выдают сигнал "Тревога 0" или "Тревога 1".

2.11. Система обнаружения отклонений верхнего габарита подвижного состава обеспечивает выработку сигнала информации при выходе за установленные пределы боковых или верхних частей подвижных единиц, передачу и регистрацию информации о наличии и расположении в поезде таких подвижных единиц. При передаче и регистрации информации система выдает сигнал "Тревога 2".

2.12. Система обнаружения перегруза вагонов обеспечивает выработку сигналов информации при превышении установленного значения массы брутто, нагрузки на ось или неравномерной загрузки подвижной единицы по сторонам или тележкам, передачу и регистрацию информации о наличии, виде перегруза и месте ее расположения в поезде перегруженных вагонов. При передаче и регистрации информации система выдает сигнал "Тревога 1".

2.13. Средства контроля могут работать либо в автономном режиме (в составе перегонного и станционного оборудования), либо в режиме централизации информации с пунктов их расположения (линейных пунктов) на центральный пост. В последнем случае средства контроля дополняются вспомогательными системами централизации, обеспечивающими восприятие информации от станционного оборудования систем контроля о техническом состоянии проконтролированных поездов, подготовку и передачу данных по каналам связи с линейных пунктов контроля на центральный пост, их обработку и регистрацию на этом посту (схема размещения средств централизации информации приведена в приложении 2 к настоящей Инструкции).

2.14. Централизация информации осуществляется, как правило, комплексно в пределах участка движения поездов между соседними пунктами технического обслуживания вагонов (ПТО) и информация обрабатывается на центральном посту с помощью персональных электронных вычислительных машин (ПЭВМ). При регистрации информации на центральном посту, помимо данных о наличии, виде и расположении в поезде неисправных подвижных единиц, выдаются звуковые и световые сигналы тревоги, вырабатываемые станционным оборудованием средств контроля. Для отдельных типов систем централизации возможна выработка дополнительно сигналов тревоги оборудованием центрального поста при прогрессирующем развитии дефектов подвижного состава в процессе Движения поезда между пунктами контроля.

2.15. При работе средств контроля в централизованном режиме передача данных с линейных пунктов контроля осуществляется по выделяемым некоммутируемым телефонным каналам связи (групповым, индивидуальным или смешанным) при любом виде первичного уплотнения физических линий или по физическим кабельным линиям связи. Для обеспечения технологической связи оператора центрального поста контроля с персоналом линейных пунктов контроля выделяется отдельный канал связи на участке централизации средств контроля.


Статьи по теме: