Инструкция по размещению, установке и эксплуатации средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда

1. Общие положения

1.1. К средствам автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда (далее "средства контроля") относятся стационарные системы обнаружения отдельных видов неисправностей подвижного состава, которые являются дополнительными средствами повышения безопасности движения поездов.

1.2. Настоящая Инструкция устанавливает основные положения по размещению средств контроля и вспомогательных систем на участках, проведению строительно-монтажных работ, а также по организации эксплуатации этих средств. Вся нормативно-техническая документация, относящаяся к проектированию, строительству и эксплуатации средств контроля должна соответствовать требованиям настоящей Инструкции.

1.3. Требования настоящей Инструкции обязательны для всех работников, связанных с техническим обслуживанием и эксплуатацией средств контроля, а также для работников организаций, занимающихся вопросами проектирования, строительства и монтажа оборудования средств контроля. Все работы по средствам контроля должны выполняться в соответствии с утвержденными МПС России проектами и требованиями настоящей Инструкции.

2. Состав, назначение и принцип действия средств контроля

2.1. В состав средств контроля входят:

- системы обнаружения перегретых букс (ПОНАБ-З, ДИСК-Б, ДИСК2-Б);

- системы обнаружения заторможенных колесных пар (ДИСК-Т, ДИСК2-Т);

- системы обнаружения волочащихся деталей (ДИСК-В, ДИСК2-В);

- системы обнаружения дефектов колес по кругу катания (ДИСК-К, ДИСК2-К);

- системы обнаружения отклонений верхнего габарита подвижного состава (ДИСК2-Г);

- системы обнаружения перегруза вагонов (ДИСК2-3).

3. Требования по размещению средств контроля на железных дорогах

3.1. Средствами контроля подвижного состава оснащают в первую очередь удлиненные грузонапряженные участки безостановочного следования поездов с тяжелыми условиями, а также скоростные направления железных дорог. С целью облегчения эксплуатации и технического обслуживания средств контроля желательно однотипными средствами оснащать комплексно целые участки железных дорог, расположенные в зоне обслуживания одного вагонного депо (ВЧД) или дистанции сигнализации и связи (ШЧ).

3.2. Средства контроля должны устанавливаться перед станциями с достаточным путевым развитием, на которых имеются ПТО, пункты подготовки вагонов (ППВ), контрольнотехнического осмотра (ПКТО) или контрольные посты (КП) с тем, чтобы задержки поездов по показаниям этих средств контроля оказывали наименьшее влияние на выполнение графика движения поездов, а обнаруженные неисправности могли быть устранены в кратчайший срок.

3.3. На грузонапряженных и скоростных участках необходимо размещать базовые средства контроля систем (ПОНАБ-З, ДИСК-Б, ДИСК2-Б) на промежуточных станциях участка с интервалом между пунктами контроля с этими средствами в пределах 25-35 км.

4. Требования по размещению оборудования средств контроля

4.1. Перегонное оборудование средств контроля устанавливается на подходе к станции, где предстоит остановка поездов в случае обнаружения в них неисправных подвижных единиц. При этом могут быть два варианта размещения таких устройств:

а) с учетом остановки поезда с неисправными подвижными единицами на том же пути, на который ему был приготовлен маршрут приема;

б) с учетом остановки поезда с неисправными подвижными единицами на другом пути с отменой ранее приготовленного маршрута и задания нового.

Выбор одного из двух вариантов определяется начальником отделения железной дороги (руководством железной дороги) в зависимости от путевого развития станции, размеров движения поездов на участке, вида устройств СЦБ на станции и других условий с учетом преимущественного использования варианта приема поездов на боковой путь. В том и другом варианте размещения перегонного оборудования должна быть обеспечена возможность остановки поезда до входного сигнала станции (для вновь устанавливаемых средств контроля).

5. Основные положения о проектировании средств контроля и порядке производства строительных и монтажных работ

5.1. В соответствии с утвержденной начальником железной дороги схемой и очередностью внедрения средств контроля служба вагонного хозяйства выдает Дорпроекту или другой проектной организации техническое задание на разработку проекта установки определенного типа систем контроля или вспомогательных систем централизации информации с учетом конкретных условий движения поездов на участке и особенностей станций, на которых намечается размещение этих средств, что согласовывается с причастными службами (сигнализации, связи и вычислительной техники, локомотивной, пассажирской, движения, электрификации).

5.2. На основании технического задания и в соответствии с требованиями техно-рабочего проекта "Размещение аппаратуры ПОНАБ-З" № 417719, рабочего проекта "Увязка сигнального знака Указатель перегрева букс с аппаратурой ПОНАБ-З" № 418111-А-00, настоящей Инструкции и технической документации на конкретный тип систем контроля или централизации информации проектной организацией разрабатывается проектно-сметная документация на выполнение строительных и монтажных работ. Проектом предусматривается схема оповестительной сигнализации о приближении поезда к постовому оборудованию средств контроля и охранная сигнализация.

5.3. При разработке проектно-сметной документации взамен сигнального светового указателя наличия неисправных вагонов в поезде средства контроля могут оснащаться речевым информатором машиниста локомотива о наличии в поезде неисправных подвижных единиц.

6. Основные положения по техническому обслуживанию средств контроля

6.1. Средства контроля должны содержаться в полном соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской федерации, нормативной документации и технологии обслуживания средств контроля.

6.2. Проверка, настройка и текущий ремонт аппаратуры должны выполняться, как правило, без нарушения контроля, за техническим состоянием вагонов в проходящих поездах. Предупреждений появления каких-либо неисправностей и обеспечение длительности сроков службы аппаратуры должно быть главным в работе лиц, ответственных за ее техническое содержание.

6.3. Ответственность за обеспечение исправного технического состояния средств контроля и поддержание заданных уровней их настройки в процессе эксплуатации возлагается на персонал дистанции сигнализации связи железных дорог.

7. Основные положения по эксплуатации средств контроля

7.1. Следование поездов по перегонам, на которых расположены напольные устройства средств контроля, производится с установленными графиком движения поездов скоростями. В случаях, когда поезд не принимается на станцию и останавливается на перегоне, где расположены напольные устройства средств контроля, машинист должен выбирать место остановки и режим дальнейшего движения поезда с таким расчетом, чтобы проследовать напольное устройство со скоростью не менее 10 км/ч. Дистанции сигнализации и связи, вагонные депо ежеквартально проводят инструктаж локомотивных бригад о требуемом режиме следования поездов по участку размещения напольных устройств средств контроля. Ежегодно вагонными депо в локомотивные депо, дистанции пути и путевые машинные станции представляется утвержденная схема размещения вновь введенных в эксплуатацию напольных устройств средств контроля по участкам.

7.2. Ответственность за обеспечение остановки на перегоне или станции поезда, в составе которого с помощью средств контроля обнаружены неисправные вагоны или локомотивы, возлагается на дежурного по станции (при диспетчерской централизации- на поездного диспетчера), который, руководствуясь показаниями сигнализирующих устройств или требованиями лиц, снимающих показания с регистрирующих устройств средств контроля, передает по радиосвязи указание машинисту о необходимости остановки поезда на перегоне или следования на станцию и обеспечивает закрытие соответственно входного или выходного сигнала станции, а так же и на машиниста локомотива этого поезда, который руководствуется при этом показаниями сигнального светового указателя или сообщением речевого информатора, указанием дежурного по станции (поездного диспетчера) и показаниями входного или выходного сигнала станции (при выходе из строя поездной радиосвязи и отсутствии сигнального указателя только по показаниям входного и выходного сигнала станции).

Приложение 1

к инструкции от 30.12.96 г.

№ ЦВ-ЦШ-453

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АППАРАТУРЫ ПОНАБ-З. СИСТЕМЫ ДИСК-БКВ-Ц, СИСТЕМЫ ДИСК2

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АППАРАТУРЫ ПОНАБ-З

Скорость движения контролируемых поездов, км/ч 10-150

Рабочая температура окружающей среды, град. С:

для напольного оборудования ...............- 50... + 60

для постового и станционного оборудования. . . . + 5... + 60