Инструкция "о порядке действий локомотивных бригад и бригад сспс в экстремальных и аварийных ситуациях"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая инструкция предусматривает разъяснение к ПТЭ железных дорог РФ, инструкции по сигнализации, инструкции по движению поездов и маневровой работе и отраслевым инструкциям по обеспечению безопасности движения при возникновении аварийной и нестандартной ситуации в эксплуатационной работе.

В случае отклонений от нормальной работы в пути следования (в течение смены) необходимо сообщить при первой возможности по телефону об обстоятельствах случившегося дежурному основного депо или руководству цеха эксплуатации.

По окончанию работы  машинист локомотива (МВПС, ССПС) должен:

2. Нарушение нормальной работы устройств СЦБ

2.1. ПОРЯДОК ПРОСЛЕДОВАНИЯ ПРОХОДНОГО СВЕТОФОРА С  ЗАПРЕЩАЮЩИМ, НЕПОНЯТНЫМ ПОКАЗАНИЕМ ИЛИ ПОГАСШИМ ОГНЁМ (НА ЛОКОМОТИВНОМ СВЕТОФОРЕ КРАСНО-ЖЁЛТЫЙ ОГОНЬ)

2.1.1. Произвести остановку поезда служебным торможением, не проезжая сигнала.

2.1.2. Доложить ДСП и машинистам вслед идущих поездов о причине и месте остановки.

2.1.3. Выяснить возможность дальнейшего следования через ДСП или машинистов.

2.1.4. При занятости впереди лежащего блок-участка, запрещается продолжать движение до его освобождения.

3. Нарушение нормальной работы алсн, укбм, саут и устройств поездной радиосвязи

3.1. ВНЕЗАПНОЕ ПОЯВЛЕНИЕ НА ЛОКОМОТИВНОМ СВЕТОФОРЕ ЖЁЛТО-КРАСНОГО ИЛИ КРАСНОГО ОГНЯ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПОКАЗАНИЮ НАПОЛЬНОГО СВЕТОФОРА.

3.1.1. При следовании поезда (ССПС) со скоростью выше допускаемой АЛСН, при этих показаниях локомотивного светофора, машинисту произвести выключение устройства САУТ, а также кратковременное (на 5 - 7 секунд) выключение ключом, электропневматического клапана.

3.1.2. Если после обратного включения  автостопа на локомотивном светофоре появится более разрешающий сигнал, то автостоп оставить во включенном положении и включить САУТ.

3.1.3. Если же на локомотивном светофоре не появляется более разрешающее показание, машинист обязан наряду с периодическим кратковременным отключением ЭПК автостопа и последующим его обязательным включением не менее чем на 3с, обеспечить снижение скорости до контролируемой, после чего вновь включить ЭПК и далее следовать до первого путевого светофора, с особой бдительностью и со скоростью обеспечивающей безопасность движения и остановку поезда перед закрытым светофором или возникшим препятствием.

3.2. ВНЕЗАПНОЕ ПОЯВЛЕНИЕ НА ЛОКОМОТИВНОМ СВЕТОФОРЕ БЕЛОГО ОГНЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ НА ПЕРЕГОНЕ ИЛИ СТАНЦИОННЫМ ПУТЯМ, ОБОРУДОВАННЫМ УСТРОЙСТВАМИ АЛСН

4. Уход вагонов на перегон

4.1. СООБЩЕНИЕ «НА ВАС УШЛИ ВАГОНЫ»

В случае получения информации о движущемся навстречу поезду (ССПС) подвижном составе, или при последовательной смене огней локомотивного светофора с зелёного на жёлтый, жёлтого на красно-жёлтый, красно-жёлтого на красный применить экстренное торможение.

4.1.1. Локомотивной бригаде пассажирского поезда:

4.1.2.1. Сообщить начальнику поезда о необходимости закрепления состава и высадки пассажиров.

4.1.2.2. Сообщить по радиосвязи о вынужденной остановке  машинистам вслед идущих и встречных  поездов и ДСП ограничивающих перегон.

5. ТОЛЧОК В ПУТИ

5.1. При обнаружении бокового, вертикального толчка или удара, а также других неисправностей, нарушивших плавность хода, машинист обязан сни­зить скорость с тем, чтобы проследовать опасное место без угрозы схода под­вижного состава и остановить поезд (ССПС).

5.2. Сообщить по радиосвязи машинисту вслед идущего поезда, а при необходимости и движущемуся по соседнему пути,  ДСП ограничивающих перегон станций, о причине остановки.

5.3. При нарушении габарита соседнего пути, произвести ограждение опасного места в соответствие требованиям инструкции по сигнализации.

5.4. После получения подтверждения о том, что информация о “Толчке” восприня­та машинистом локомотива вслед идущего поезда и ДСП ограничивающих перегон, продолжить движение.

5.5. Машинист локомотива (ССПС), получивший информацию о “Толчке” от машиниста впереди идущего поезда:

6. срабатывание средств контроля дисК, КТСМ

6.1. При получении от ДСП (ДНЦ) сигнала «Тревога-1» или по речевому информатору «Предупреждение», снизить скорость и наблюдая за составом въехать на станцию, со скоростью не более 20 км/ч и остановиться.

6.1.1. Принять меры к снижению скорости до 20 км/час служебным торможением и следовать с особой бдительностью, наблюдая за составом, на путь приёма станции с остановкой поезда, независимо от показания выходного сигнала.

6.1.2. На станции проверку состояния буксового узла производит осмотрщик вагонов, а при его отсутствии машинист. При определении порядкового номера неисправного вагона необходимо учесть каждую секцию локомотива как один вагон.

6.1.3. При осмотре буксового узла проверить: состояние тележек, их боковых рам, наличие перекоса и смещения  буксы, нагрев буксы со всех сторон в сравнении с буксами соседних вагонов.

7. срабатывание УКСПС, КТСМ на ВОЛОЧЕНИЕ или повреждение контрольной планки нижнего габарита на переезде

7.1. Срабатывание УКСПС или повреждение контрольной планки нижнего габарита при проследовании поезда по переезду

7.1.1. В случае срабатывания УКСПС, когда происходит перекрытие входного сигнала на запрещающее показание:

7.1.1.1. Применить экстренное торможение.

7.1.1.2.  При получении от ДСП (ДНЦ) информации о срабатывании УКСПС включить на локомотиве два красных буферных фонаря.

8. Отказ тормозов в пути следования

8.1. Если при проверке тормозов в пути следования, при подъезде к запрещающим сигналам, следовании по уклонам, после первой ступени торможения не будет получен начальный тормозной эффект: в пассажирском поезде в течение 10 секунд, в грузовом порожнем поезде длиной до 400 осей, грузопассажирском поезде и ССПС в течение 20 секунд, в остальных грузовых поездах в течение 30 секунд, немедленно применить экстренное торможение и принять все меры к остановке поезда.

8.2. Если при экстренном торможении тор­мозной эффект отсутствует локомотивная бригада (бригада ССПС) должна действовать в следующей последовательности:

8.2.1. Немедленно объявить по радиосвязи всем работникам о неисправ­ности тормозов в следующей форме: «Внимание! Внимание! Внимание! Слушайте все. Я, машинист поезда _______локомотив (ССПС) №_________, следую без тормозов, следую без тормозов, нахожусь на перегоне_____________км____пк___».

9. Действия локомотивной бригады при срабатывании тормозов в грузовом поезде

9.1. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ЛОКОМОТИВНОЙ БРИГАЛЫ ПРИ СРАБАТЫВАНИИ АВТОТОРМОЗОВ ПОЕЗДА

Если при следовании грузового поезда его скорость без приведения машинистом в действие тормозов не снижается, но появились признаки возможного разрыва тормозной магистрали (частые включения компрессоров или быстрое снижение давления в главных резервуарах после выключения компрессоров при неработающих песочницах и тифонах, срабатывание сигнализатора разрыва тормозной магистрали с датчиком №418) отключить тягу, перевести на 5-7 секунд ручку крана машиниста в положение перекрыши без питания и наблюдать за давлением тормозной магистрали.

9.1.1. Если не происходит быстрое и непрерывное снижение давления в тормозной магистрали и резкое замедление поезда, произвести служебное торможение на величину первой ступени, затем отпустить тормоза установленным порядком. В случае повторного торможения поезда из-за самопроизвольного срабатывания автотормозов в составе, произвести торможение и отпуск автотормозов установленным порядком и заявить контрольную проверку автотормозов, сообщив об этом поездному диспетчеру. Следовать до ближайшей станции на которой имеется ПТО вагонов или до станции указанной поездным диспетчером.

10. СНЕЖНЫЕ ЗАНОСЫ

10.1. При обнаружении снежных заносов или перемётов по соседнему пути доложить ДСП ближайшей станции или ДНЦ.

10.2. Если поезд ведётся по снежным перемётам свыше 15 см, по возможности вести поезд без остановки.

10.3. В случае остановки поезда и невозможности пробить снежные перемёты, то по согласованию с ДСП или с ДНЦ закрепить поезд, отцепиться и попытаться пробить заносы одним локомотивом.