3. Требования безопасности во время работы

19. Требования безопасности при управлении локомотивом, МВПС.

1) Перед тем, как начать движение локомотива, МВПС локомотивная бригада должна находиться в кабине.

2) До начала движения поезда двери рабочей кабины машиниста, из которой ведется управление, и межсекционные двери должны быть закрыты, а на МВПС двери рабочего тамбура закрыты на замок. Следует закрыть на замок двери нерабочих кабин машиниста, шкафов управления всех вагонов электропоезда, служебных кабин моторных и прицепных вагонов МВПС и межсекционную дверь (при работе одной секцией).

Запрещается проезд в рабочей кабине локомотива лиц, не входящих в состав локомотивной бригады, за исключением кондукторов (составительской бригады), а также должностных лиц, имеющих разрешение, выдаваемое в порядке, установленном МПС России, нo нe более двух человек одновременно.

 

3) Во время движения локомотива, МВПС локомотивной бригаде запрещается:

закорачивать защитную блокировку;

высовываться из боковых окон кабины за пределы эркера;

открывать входные наружные двери и высовываться из них, за исключением случаев отправления МВПС с железнодорожной станции или платформы;

находиться на лестницах, подножках, площадках и других наружных частях локомотива и МВПС;

находиться помощнику машиниста в машинном отделении электровоза при наборе или сбросе позиций контроллера машинистом и при включении и выключении контактора отопления поезда;

выходить из наружной двери тамбура локомотива, МВПС при подъезде к платформе.

4) С локомотива и МВПС можно сходить столько после его полной остановки, предварительно следует осмотреть место остановки и убедиться в безопасности выхода. В темное время суток необходимо осветить место выхода. Не сходить с локомотива и МВПС, если по смежному пути приближается или движется подвижной состав.

К осмотру или ремонту экипажной части локомотива, МВПС приступать только после окончания набегания и оттяжки вагонов.

Запрещается осматривать и ремонтировать локомотив, МВПС при прохождении поезда по смежному пути.

При остановке локомотива, МВПС следует затормозить его, убедиться; что он не может тронуться с места и только после этого приступать к осмотру или ремонту. При этом один член локомотивной бригады должен оставаться в кабине.

5) Для осмотра и ремонта локомотива, МВПС снаружи, в темное время суток, следует пользоваться переносными светильниками или аккумуляторными фонарями.

6) При встречном движении поезда по смежному пути ( за исключением участков с левосторонним движением) локомотивная бригада должна следить за его состоянием и в случае обнаружения посторонних предметов, груза, выходящего за габарит, искрения буксового узла или какого-либо другого повреждения встречного поезда немедленно сообщить об этом по поездной радиосвязи машинисту встречного поезда и дежурному ближайшей станции.

7) При встречном движении поездов по смежным путям на перегонах или на железнодорожных станциях в темное время суток необходимо переключить прожектор в положение "Тусклый свет" на таком расстоянии, чтобы не ослепить локомотивную бригаду встречного поезда. После проследования головной части встречного поезда немедленно включить прожектор в положение "Яркий свет" для осмотра состояния встречного поезда.

При встречном движении поездов по смежным путям на перегонах или на железнодорожных станциях следует оставлять прожектор в положении "Тусклый свет". На сортировочных станциях при проведении маневровых работ прожектор маневрового локомотива, должен находиться в положениях «Тусклый свет» или «Яркий свет» в зависимости от видимости находящихся на путях предметов, людей и подвижного состава.

8) При подходе поезда с тепловозом (дизель-поезда) к тоннелю следует закрыть окна в кабине машиниста.

9) Все (работы по соединению и разъединению пневматических рукавов, межвагонных, межлокомотивных и межсекционных цепей управления и отопления, а также проверку сцепления автосцепок, необходимо проводить только с .разрешения машиниста при заторможенном локомотиве, МВПС.

Соединение или отсоединение межвагонных и межсекционных соединений следует проводить при обесточенных цепях управлений и перекрытых концевых кранах.

Перед разъединением соединительных рукавов тормозной магистрали необходимо перекрыть концевые краны. Перед продувкой тормозной магистрали соединительный рукав взять возле головки и только потом открыть кран.

Перед прицепкой к составу поезда для проверки состояния автосцепки машинист должен остановить локомотив: для прицепки к пассажирскому поезду за 5 метров, а к грузовому за10 метров.

20. Требования безопасности при обслуживании тепловоза одним машинистом:

1) Машинист должен находиться с правой стороны кабины локомотива.

2) Уходя из кабины локомотива для осмотра его узлов необходимо затормозить локомотив вспомогательным тормозом, закрепить рукоятку крана машиниста фиксатором, убедиться по показаниям приборов, что давление в тормозном цилиндре 0,38-0,4 МПа (3,8-4,0 кгс/см), привести в действие ручной тормоз, снять и взять с собой реверсивную рукоятку, затем запереть окна и входную дверь. При необходимости подложить под колесную пару локомотива с противоположных сторон тормозные башмаки.

3) Смену тормозных колодок следует проводить при техническом обслуживании локомотива (ТО-2) совместно с работниками ПТОЛ или при приемке и сдаче локомотива со сменным машинистом.

4) При внезапном ухудшении состояния здоровья в пути следования и возникновении аварийных ситуаций, угрожающих безопасности движения и безопасности людей, работающих на путях и подвижном составе, необходимо принять все меры к срочной остановке поезда, сообщить о случившемся по радиосвязи дежурному по железнодорожной станции и оговорить порядок последующих действий.

5) При заторможенном локомотиве можно выполнять следующие операции:

контролировать исправное действие автоматической локомотивной сигнализации (далее – АЛСН) и автостопа;

проверять наличие и исправность блокирующих устройств, средств защиты, сигнальных принадлежностей и противопожарного оборудования. При заглушенном дизеле можно заходить в высоковольтную камеру;

контролировать правильность сцепления локомотива с первым вагоном состава;

заряжать тормозную магистраль сжатым воздухом, опробовать автотормоза;

протирать стекла, обтирать нижнюю и лобовую части кузова, проводить уборку кабины машиниста и машинного отделения;

заменять перегоревшие лампы в кабине машиниста, машинном отделении, под кузовом локомотива, лампы прожектора (из кабины) при обесточенных цепях освещения;

заменять в цепях управления предохранители;

осматривать механическое и тормозное оборудование и производить его крепление.

21. Требования безопасности при техническом обслуживании тепловозов и дизель-поездов:

1) Перед пуском дизеля осмотреть состояние его узлов и вспомогательного оборудования, убрать инструменты и приспособления, проверить укладку полов, подать оповестительный сигнал.

2) Запрещается пуск двигателя на многосекционных тепловозах при одновременно включенных кнопках «Топливный насос» на пультах обеих секций.

3) Запрещается при работающем дизеле тепловоза выполнять какие-либо монтажные работы на локомотиве у вращающихся деталей.

4) Запрещается входить в дизельное помещение тепловоза при работе дизеля выше 10-й позиции.

5) Люки картера дизеля следует открывать через 10-15 минут после его остановки.

6) Перед осмотром дизеля, вспомогательного оборудования и электрооборудования следует обесточить все электрические цепи, выключить рубильник аккумуляторной батареи.

7) Запрещается вскрывать и исправлять электрические приборы и аппараты, находящиеся пол напряжением. В дизель-поездах для смены предохранителей, в цепи которых нет автоматических выключателей, необходимо пользоваться предназначенными для этой цели специальными рукоятками.

Установку и присоединение проводников к зажимам автоматических выключателей, электрических аппаратов и машин, их осмотр, а также замену вышедших из строя предохранителей следует производить при обесточенных цепях. Необходимо использовать предохранители только с калиброванными вставками и патронами, окрашенными в установленные цвета.

8) Запрещается подниматься на крышу тепловоза и дизель-поезда на электрифицированных участках, если контактный провод находится под напряжением или если отсутствие напряжения в нем установить не представляется возможным.

9) Вслучае если на одной из секций тепловоза (дизель-поезда) дизель не работает и она передвигается посредством другой секции, постоянно соединенной с ней, на неработающей секции необходимо принять следующие меры безопасности:

главная и реверсивная рукоятки контроллера должны быть в нулевом положении, кнопки пульта управления, за исключением кнопки освещения – отключены;

отключатели тяговых электродвигателей должны находиться в отключенном положении.

10) При выполнении каких-либо работ с фрикционной муфтой должен быть перекрыт воздухопровод ее привода.

11) При наружном осмотре секций холодильника привод жалюзи должен быть поставлен на защелку.

Запрещается открывать монтажные люки шахты холодильника и заходить в тавру при работающем вентиляторе.

12) Осматривать тяговые электродвигатели, тяговый генератор и вспомогательные электрические машины и снимать их люки можно только при остановленном дизеле и тепловозе.

13) Топливо, скапливающееся в отсеках топливных насосов дизелей, следует удалять при помощи специальных вакуумных установок.

После набора топлива пробки баков плотно закрыть.

14) Не допускать попадания смазочных материалов, топлива, и воды на пол.

15) При выходе из кабины машиниста в дизельное помещение при работающем двигателе необходимо надеть шумоизолирующие наушники.

22. Требования безопасности при техническим обслуживании электроподвижного состава (далее - ЭПС).

1) Запрещается снимать при поднятом токоприемнике щиты подвагонных ящиков с электрооборудованием, кожуха и другие ограждения.

2) При поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике разрешается:

заменять перегоревшие лампы в кабине машиниста, в кузове (без захода в высоковольтную камеру и снятия ограждений), освещения ходовых частей, буферных фонарей, внутри вагонов при обесточенных цепях освещения;

протирать стекла кабины внутри и снаружи, лобовую часть кузова, не приближаясь к токоведущим частям, находящимся под напряжением контактной сети, на расстоянии менее 2 м, и не касаясь их через какие-либо предметы;

заменять в цепях управления предохранители, предварительно их обесточив и включив автоматы защиты;

менять прожекторные лампы при обесточенных цепях, если их смена предусмотрена из кабины машиниста, и включать автоматы защиты;

осматривать тормозное оборудование и проверять выходы штоков тормозных цилиндров;

проверять на ощупь нагрев букс;

вскрывать кожух и настраивать регулятор давления;

настраивать электронный регулятор напряжения;

продувать маслоотделители и концевые рукава тормозной и напорной магистралей;

проверять подачу песка под колесную пару.

На электровозах дополнительно разрешается:

обслуживать аппаратуру под напряжением 50 В постоянного тока, которая находится вне высоковольтной камеры;

проверять цепи защиты под наблюдением мастера, стоя на диэлектрическом коврике и с надетыми диэлектрическими перчатками;

контролировать по приборам, а также визуально работу машин и аппаратов, не снимая ограждений и не заходя в высоковольтную камеру;

обтирать нижнюю часть кузова;

осматривать механическое оборудование и производить его крепление, не заходя под кузов;

проверять давление в маслопроводе компрессора;

регулировать предохранительные клапаны воздушной системы;

производить уборку (кроме влажной) кабины, тамбуров и проходов в машинное отделение.

Другие работы на ЭПС при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике запрещаются.

3) Осмотр машинного отделения ЭПС во время движения проводит по указанию машиниста его помощник. При этом на ЭПС машинист должен держать рукоятку контроллера на нулевой или ходовой позиции.

4) Запрещаются работы на ЭПС, состоящем из двух и более секций при поднятом токоприемнике, за исключением paбот, предусмотренных подпунктом 2) пункта 22 настоящей Типовой Инструкции.

23. Перед техническим обслуживанием тяговых двигателей, вспомогательных машин и других электрических аппаратов, расположенных в высоковольтных камерах, шкафах, ящиках, за панелями пульта управления и легкосъемными (без применения инструмента) ограждениями, при нахождении электроподвижного состава в депо, ПТОЛ или на путях под контактным проводом локомотивной бригаде следует остановить локомотив, МВПС, привести в действие ручной тормоз и выполнить следующее.

1) На электровозах необходимо:

выключить вспомогательные машины, электропечи обогрева кабины, электроотопление поезда. Отключить главный выключатель на электровозах переменного тока (быстродействующий выключатель на электровозах постоянного тока) и, опустить токоприемники выключением соответствующих тумблеров на пульте управления. Убедиться по показаниям вольтметра и визуально, что токоприемники опущены;

заблокировать кнопки блоков выключателей на пульте управления блокирующими ключами и снять их;

снять реверсивную рукоятку с контроллера машиниста. Блокирующие ключи выключателей и реверсивная рукоятка должны находиться у лица, производящего осмотр или ремонт оборудования.

закрыть доступ сжатого воздуха разобщительным краном в цепи подвода к клапану токоприемника.

На электровозах постоянного тока следует отключить крышевые разъединители и убедиться, что нож заземляющего разъединителя находиться в положении "Заземлено".

На электровозах переменного тока после полной остановки вспомогательных машин и фазорасщепителя заземляющей штангой, предварительно подсоединенной в установленном месте к корпусу электровоза, коснуться выводов тягового трансформатора для снятия емкостного заряда с силовой цепи электровоза, после чего заземлить высоковольтный ввод, пользуясь диэлектрическими перчатками.

После проведенных операций, убедившись на слух в полной остановке вращения вспомогательных машин, разрешается вход в высоковольтную камеру, снятие ограждений, и выполнение осмотра или ремонта, при этом дверь, шторы и ограждения высоковольтной камеры должны оставаться открытыми на все время пребывания в опасной зоне.

У электровозов (секций), работающих по системе многих единиц, техническое обслуживание тяговых двигателей, вспомогательных машин и других электрических аппаратов производится при опущенных токоприемниках на всех электровозах (секциях).

2) На электропоездах необходимо:

опустить все токоприемники и визуально убедиться в этом;

перевести из положения "Автомат" в положение "Ручной-вспомогательный компрессор" воздушные краны токоприемника моторного вагона той секции, которая подлежит осмотру;

главный разъединитель и заземлитель трансформатора установить в заземляющее положение.

Все кабины управления и шкафы должны быть заперты, а ключи от них и реверсивная рукоятка - находиться у лица, проводящего осмотр. Автоматические двери вагонов должны быть закрыты.

Осмотр и ремонт крышевого оборудования на ЭПС необходимо производить при снятом напряжении в контактной сети на специализированных путях, оборудованных разъединителями для отключения и заземления контактной сети.

Запрещается на электропоездах переменного тока принудительное включение реле опускания токоприемника "РОП" или постановки перемычек на его блокировки.

3) Если неработающий ЭПС передвигается другим, электрически с ним не связанным локомотивом, необходимо убедиться, в следующем:

на неработающем ЭПС все работы в кабине, под кузовом и на крыше прекращены и люди находятся в безопасной зоне;

рукоятка контроллера установлена на нулевой позиции и токоприемники опущены;

кнопки выключателя вспомогательных машин и токоприемников отключены;

ключ от выключателя и реверсивная рукоятка находятся у машиниста;

выключатели управления на ЭПС отключены, а на электросекции отключен разъединитель цепей управления;

отключены разъединители: главный и крышевой, вспомогательных цепей и отключатели тяговых двигателей;

на электровозах постоянного тока ЧС2 и ЧС2Т реверсы и главный групповой переключатель (далее - ПКГ) поставлены в нулевое положение, а заземляющий нож - в положение "Заземлено".

На электровозах, оборудованных устройствами для электрического отопления вагонов, необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

ключ отопления поезда после соединения отопительной магистрали между головным вагоном и локомотивом до момента расцепления должен находиться у машиниста локомотива;

перед отцепкой или прицепкой вагона с электрическим отоплением, осмотром ходовых частей вагонов поезда, разъединением и соединением отопительной системы с локомотивом машинист обязан отключить отопительную магистраль поезда, силовые и вспомогательные цепи, быстродействующий или главный выключатель, опустить токоприемники и после этого передать ключ отопления поездному электромеханику или начальнику поезда;

машинисту запрещается включать отопление состава и приводить поезд в движение при отсутствии у него ключа отопления;

при разрыве поезда в пути следования машинист должен немедленно снять напряжение с отопительной магистрали;

при срабатывании аппаратов защиты отопительной системы поезда на локомотиве, машинисту разрешаемся произвести включение только один раз. B случае повторного срабатывания защиты, последующее включение производить после выявления и устранения причины срабатывания, по устной заявке поездного электромеханика или начальника поезда.

24. Локомотивная бригада должна незамедлительно устранять все замеченные неисправности блокирущих устройств и средств защиты, которые представляют или могут представлять опасность для нее и пассажиров МВПС. При невозможности устранить Обнаруженные неисправности в пути следования, необходимо принять меры к ограждению опасного места. После прибытия на пункт оборота, в локомотивное или моторвагонное депо сделать соответствующую запись в Журнале технического состояния локомотива (форма ТУ-152). Локомотив, МВПС с такими неисправностями к эксплуатации не допускаются.

25. Во время работы локомотивная бригада должна быть в спецодежде и спецобуви, за исправностью которой следует следить и своевременно сдавать в химчистку и ремонт.


Статьи по теме: