1. Общие требования безопасности

1. Настоящий Типовая инструкция устанавливает требования безопасности для локомотивных бригад при эксплуатации электровозов, тепловозов и дизель - поездов (далее - локомотивов), моторвагонного подвижного состава (далее - MBПС) и их техни­ческом обслуживании.

2. К работе по техническому обслуживанию и эксплуатации локомотивов и МВПС допускаются мужчины не моложе 18 лет, прошедшие профессиональный отбор, профессиональное обуче­ние, предварительный медицинский осмотр, сдавшие квалификационные экзамены на право управления локомотивом и МВПС, а также прошедшие инструктаж, обучение, стажировку и проверку знаний по охране труда и пожарной безопасности.

В процессе работы локомотивная бригада в составе маши­ниста и помощника машиниста должна проходить повторные, внеплановые и целевые инструктажи, и также медицинский осмотр.

3. Машинист и помощник машиниста должны знать:

 

конструкцию локомотива и МВПС, способы и приемы устранения неисправностей их оборудования;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть во время работы, правила оказания первой (доврачебной) помощи и место хранения аптечки или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами, знать их назначение и дозировку употребления;

расположение электрических проводов и электрических машин, приборов и аппаратов, которые находятся под напряжени­ем на локомотиве и МВПС;

требования охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

4. Машинист и помощник машиниста обязаны:

во время работы иметь при себе удостоверение о присвоении группы по электробезопасности, служебное удостоверение с отметкой о сдаче свидетельства на право управления локомотивом и МВПС в отдел кадров депо и свидетельство помощника;

при подъеме на локомотив и МВПС и сходе с них нахо­диться лицом к локомотиву и держаться руками за поручни;

быть одеты в спецодежду и спецобувь при проведении тех­нического осмотра локомотива и МВПС.

5. На территории депо, в цехах и помещениях депо:

1) локомотивная бригада должна:

соблюдать требования знаков безопасности труда и сигналов, предупреждающих об опасности;

следить за движением локомотивов, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта;

переходить смотровые канавы по переходным мостикам;

ходить только по оборудованным служебным проходам.

2) локомотивной бригаде запрещается:

находиться под поднятым грузом;

заходить за защитные ограждения оборудования;

касаться электроприборов и их зажимов, арматуры общего освещения и опор контактной сети. При обнаружении оборванного контактного провода принять меры к ограждению места обрыва и сообщить о случившемся энергодиспетчеру. Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного контактного провода, следует отходить от него небольшими (не более 0,1 м) шагами, не отрывая ног от земли;

открывать двери электрошкафов находящихся под напряжением;

во время маневров, вводе (выводе) локомотива, МВПС в депо и в ремонтное стойло (из депо и ремонтного стойла) находиться в местах отмеченных знаком безопасности "Осторожно! Негабаритное место!''

6. При нахождении на железнодорожных путях (далее пути) локомотивная бригада должна выполнять следующие требования:

проходить вдоль путей по обочине или посередине между путями, обращая особое внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы и вагоны;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, убедившись, что в этом месте нет движущихся на опасном расстоянии локомотивов, МВПС или вагонов;

перед переходом пути, занятого подвижным составом, через переходные площадки вагонов следует убедиться, что в этом месте нет движущихся по. смежному пути локомотивов, МВПС или вагонов;

при переходе через переходную площадку вагона следует убедиться в исправном состоянии поручней и подножек;

при сходе с переходной площадки необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, убедившись в отсутствии препятствий к сходу. В темное время суток место схода следует осветить фонарем;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10м;

обходить группы вагонов или локомотивов, находящихся на путях, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки.

7. Машинисту, помощнику машиниста запрещается:

становиться или садиться на рельсы;

находиться на подножках, лестницах и других наружных частях локомотивов при их движении;

переходить пути по стрелочным переводам;

переходить или перебегать через пути перед приближающимся подвижным составом;

подлезать под подвижной состав и залезать на автосцепки при переходе через пути.

8. После выхода из помещения в ночное время необходимо выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте.

9. Выходя на путь из помещения или из-за угла здания, ухудшающих видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.

10. Помощник машиниста может отлучиться о локомотива, МВПС только с разрешения машиниста.

11. При работе на машиниста и помощника машиниста могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

подвижные части оборудования тягового подвижного состава (далее ТПС);

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;'

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенный уровень вибрации;

повышенный уровень инфразвуковых колебаний;

повышенная или пониженная влажность воздуха;

повышенная или пониженная подвижность воздуха;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенный уровень статического электричества;

повышенный уровень электромагнитных излучений;

отсутствие или недостаток естественного света;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

возможность образования горючей среды вследствие утечек или выбросов под избыточным давлением из трубопроводов масла, дизельного топлива и нагретых газов, а также возможность возникновения источников загорания с последующим воспламенением горючих материалов и жидкостей;

токсические, раздражающие сенсибилизирующие вещества проникновение которых может происходить через органы дыхания и кожные покровы;

нервно-психические перегрузки с умственным перенапряжением на фоне монотонного труда с периодическими эмоциональными стрессами;

12. Локомотивная бригада должна быть обеспечена средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) согласно установленным нормам.

13. Машинист несет ответственность за пожарную безопасность и системы пожаротушения принятых им локомотивов и МВПС.

Локомотивная бригада должна соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

в кабине машиниста, дизельном помещении, высоковольтной камере запрещается провозить посторонние предметы;

служебные помещения и кабины машиниста локомотивов и МВПС следует постоянно содержать в чистоте;

смазочные материалы должны находиться только в металлических ёмкостях (бидонах, масленках и т.д.) с узкими горловинами и плотно закрывающимися крышками, а обтирочный материал, как чистый, так и грязный - раздельно в металлических ящиках, ведрах с крышками;

все защитные устройства электрооборудования должны быть в исправном состоянии;

не допускается курение в машинном отделении и использование открытого огня на локомотивах и МВПС;

контролировать исправность систем пожаротушения, в том числе первичных средств пожаротушения.

14. Контроль и ответственность за выполнение требований безопасности помощником машиниста возлагаются на машиниста.

15. Локомотивная бригада должна соблюдать следующие требования личной гигиены:

для предупреждения заболевания кожи рук при соприкосновении с дизельным топливом, смазочными материалами и водой для охлаждения дизеля следует пользоваться защитными мазями, пастами и "биологическими" перчатками (при выборе указанных защитных средств руководствоваться рекомендациями здравпункта депо);

по окончании работы, связанной с применением защитных паст, руки вымыть водой с мылом, смазать борным вазелином иди ланолиновым кремом, слегка втирая его в кожу;

при возникновении раздражения кожи необходимо обратиться в здравпункт для оказания помощи.

16. Знание и выполнение требований настоящей Типовой Инструкции является служебной обязанностью машиниста и помощника машиниста, а ее нарушение - нарушением трудовой дисциплины, что влечёт за собой, в зависимости от последствий, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статьи по теме: